Жизненный опыт и здравый смысл
Жизненный опыт и здравый смысл (к § 23. Многообразие путей познания мира)
1.
Текст 1. Автор текста — Т. Шибутани, современный американский социальный психолог.
Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности. Разумный человек знает, что его не будет приветствовать на улице покойник, чьи останки он только что проводил на кладбище; он знает, что люди не могут проходить сквозь каменные стены; и у него началась бы сильная дрожь, если бы части лица его товарища стали вдруг отделяться друг от друга и размещаться по-новому... В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом. Медикам, например, давно известно, что проказа менее заразна, чем туберкулез или сифилис, но люди обычно больше боятся прокаженных и даже изгоняют их из общества.
Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени... Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя все лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко не совершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.
Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как ученые сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Однако в тех случаях, когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.
Решение самых земных вопросов повседневной жизни требует некоторого понимания человеческих существ. Каждому приходится выбирать друзей, находить супруга, принимать решения, связанные с продвижением по службе, или выносить суждение о человеке, который нарушил какое-нибудь правило. Неловкость в присутствии посторонних возникает от неопределенности. Люди не в состоянии уверенно действовать до тех пор, пока они не могут предвидеть того, что, вероятно, будут делать другие. Нельзя даже перейти улицу без уверенности в том, что шофер приближающегося автомобиля не сочтет за лучшее переехать пешехода. Сталкиваясь с такими трудностями, люди обычно полагаются на обыденные представления. Но здравый смысл не всегда мудр, ибо в нем нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями... Многие обыденные представления противоречивы. Фрэнсис Бэкон однажды выбрал из басен, пословиц и поговорок несколько суждений относительно человеческого поведения и для каждого из них смог там же подобрать антитезу. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой — из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 12—14.
Вопросы и задания. 1) Каково место жизненного опыта в познании? 2) Как соотносятся понятия «жизненный опыт» и «здравый смысл»? 3) Влияют ли жизненный опыт и здравый смысл на процессы адаптации людей к усложняющимся и новым условиям? 4) Является ли жизненный опыт источником знаний о человеке и обществе? Если да, то при каких условиях? 5) Почему только жизненный опыт и здравый смысл не могут быть надежными условиями решения жизненных проблем?
2.
Верно ли характеризуют жизненный опыт следующие определения?
· Жизненный опыт — это совокупность увиденного и пережитого человеком.
· Жизненный опыт — это результат анализа и обобщения того, в чем участвовал, что видел и что чувствовал человек на протяжении своей жизни.
· Жизненный опыт — это результат активной деятельности человека на протяжении его жизни, итог и обобщение наиболее важных событий, пережитого, сохраняющихся в сознании личности.
Какое из приведенных определений точнее отражает понятие «жизненный опыт» и открывает возможности постижения содержания понятия «здравый смысл»?
3.
Популистские движения нередко используют лозунг, предложенный героем повести М. Булгакова «Собачье сердце», — «Все взять и разделить поровну!».
Соответствует ли такой лозунг здравому смыслу современного человека? По каким причинам он не может быть реализован? Почему попытки следовать этим путем обычно заканчиваются глубокими социальными кризисами и катастрофами? Какое направление снижения уровня социальной напряженности и сокращения неравенства в распределении общественного богатства показывает здравый смысл? Как соотносится он здесь с историческим опытом?
4.
4.1. Укажите недостающие слова в следующих определениях здравого смысла:
1. Совокупность... выработанных и используемых психически здоровым человеком в его повседневной практической деятельности, включая научное познание.
2. Совокупность взглядов людей на... используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов.
4.2. Опираясь на текст параграфа и вышеприведенные определения, сформулируйте собственное определение здравого смысла.
4.3. Все рекламы игорного бизнеса обещают высокую вероятность крупного выигрыша. Соответствует ли такая реклама позициям здравого смысла, согласно которым владельцы казино и игровых автоматов имеют сверхвысокие доходы за счет денежных средств проигравших? Соответствует ли такая оценка жизненному опыту самих игроков?
4.4. В рекламе табачных изделий и алкогольной продукции всегда присутствует предупреждение Минздрава о вреде этих продуктов для здоровья человека. Почему здравый смысл их потребителей безучастен к этим предостережениям, опирающимся на печальную статистику болезней и летального исхода? Опирается ли он в своей упорной склонности приобретать эту продукцию на жизненный опыт определенной части населения? Жизненный опыт какой части населения недостаточно принимается во внимание?
5.
Уже несколько лет в нашей стране ведутся дискуссии о том, как сделать Россию самой передовой страной современного мира.
Ряд авторов подчеркивает значение новейших научных разработок и отечественных достижений в фундаментальных науках.
Другие указывают на геополитические и климатические особенности России, предполагающие большие дополнительные затраты на теплоснабжение и прокладку других
коммуникаций, преодоление значительных расстояний, переработку первичного сырья и т. д.
Третьи уповают на особый национальный дух народа, которому по плечу преодоление любых трудностей.
Четвертые считают, что Запад окажет существенную помощь в технологическом и экономическом развитии страны, руководствуясь соображениями геополитической стабильности.
Что думаете вы об этих позициях? Какие из них больше соответствуют здравому смыслу? Какие изначально являются нереальными?
6.
Здравый смысл и образование как источники знаний современного школьника.
7.
Жизненный опыт и научное знание о человеке и обществе (сходства и различия).
Место жизненного опыта в системе источников знания.
8.
Век живи — век учись (народная мудрость).
«Страшиться следует только — закрытого разума, спящего воображения, мертвого духа» (Платон).
«При здравом размышлении каждый может понять, что, каковы бы ни были его поступки и суждения, он всегда не прав» (Ф. Ницше).
9.
Приведите примеры из личной жизни, когда здравый смысл помогал вам найти выход из нестандартных ситуаций. Как, по-вашему, он был связан с накопленным вами жизненным опытом и со знаниями, полученными в школе и от вашего окружения?
19 гостей на сайте








![]() | Сегодня | 553 |
![]() | Вчера | 1032 |
![]() | На этой неделе | 4639 |
![]() | В этом месяце | 17988 |
![]() | Все дни | 1979933 |