Основные профессии социально-гуманитарного профиля

5—6. Основные профессии социально-гуманитарного профиля (к § 5—6. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор)

1.

Текст 1. С. С. Раппопорт — современный российский ученый о компетенции ученого.

Под социокультурной компетенцией интеллигента-ученого мы понимаем набор знаний и умений общего и специфического характера, усвоенных в ходе социализации и дополненных навыками, полученными в научном учреждении. Этот набор необходим и достаточен для выживания его как человека и для типичных занятий, признаваемых в данном сообществе научными. Общий и специфический уровни культурной компетенции проверяются «на входе» претендента в науку, перепроверяются периодически в процессе аттестаций, удостоверяются известными ступенями научной карьеры. <...> К культурной компетенции относится общекультурная эрудиция, а также актуальная и историческая эрудиция по данной дисциплине (например, социологии); знание иностранных языков, в первую очередь — английского, на кото-ром представлена престижная научная литература; общие логико-методологические знания, специальные методологические знания и методические умения по дисциплине. Другие существенные идеально-культурные качества и способности (ум, талант, моральные свойства) практически непроверяемы, но, поскольку претендент поступает в учреждение социальной науки из вуза или другого интеллигентного учреждения, действует правило «эстафеты»: все эти заведения принадлежат к одной системе с общими цензовыми критериями, и если переход из одного в другое не сопровождался адаптационным скандалом, то названные достоинства по умолчанию человеку приписываются. <...> Этими отношениями проблема не исчерпывается. Часть сотрудников научного учреждения чувствует свою ответственность за качество работы и свою компетентность не только перед официальными инстанциями. Они находятся в психологической зависимости и от референтной группы, и от конкретных местных и мировых авторитетов. Наконец, они имеют собственные представления о том, каким должно быть качество их работы, перед ними иногда встает проблема, законно ли они занимают место в научном сообществе.

Раппопорт С. С. Социокультурная компетенция интеллигента и здравый смысл / С. С. Раппопорт // Социальные науки в постсоветской России. — М., 2005. — С. 167—169.

Вопросы и задания. 1) Что автор понимает под социокультурной компетенцией интеллигента-ученого? 2) Как вы считаете, что должно входить в необходимый набор знаний и умений: а) общего и б) специфического характера для профессионала: учителя обществознания; социолога; политолога; психолога; социального педагога? Необходимые знания и умения впишите в таблицу.

Профессия ...


 

 

 

 

в) Обоснуйте, почему вы считаете, что выбранный вами набор знаний является необходимым для специалиста данной профессии. 3) Автор говорит об «адаптационном скандале»: а) найдите в словаре русский аналог понятия «адаптация». В предложении «Если переход из одного в другое не сопровождался адаптационным скандалом, то названные достоинства по умолчанию человеку приписываются» понятие «адаптация» замените их русским аналогом. Прочитайте получившееся предложение; б) что может стать причиной (причинами) адаптационного скандала? Из-за чего он может возникнуть? 4) Автор пишет, что часть сотрудников «находится в психологической зависимости и от референтной группы»: а) найдите в словаре русский аналог понятия «референтная группа». В предложении «Они находятся в психологической зависимости и от референтной группы, и от конкретных местных и мировых авторитетов» понятие «референтная группа» замените русским аналогом. Прочитайте получившееся предложение; б) кто входит в референтную группу для профессионала: учителя обществознания; социолога; политолога; психолога; социального педагога? Почему вы считаете, что названные вами люди являются референтной группой для этих профессионалов? 5) Озаглавьте прочитанный фрагмент статьи С. С. Раппопорта.

 

Текст 2. К. Д. Ушинский (1824—1870(71)) — русский педагог о профессии учителя.

Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является также необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни.

Но могут еще заметить нам, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель — методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но <...> как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений. <...> Как бы ни были подробны и точны инструкции преподавания и воспитания, они никогда не могут заменить собой недостатка убеждений в преподавателе. Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. <...> Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, а переходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературе никакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему. <...> Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо.

Ушинский К. Д. Предмет деятельности всей жизни / К. Д. Ушинский // Учитель. — М., 1991. — С. 75 — 76.

Вопросы и задания. 1) Что, по мнению К. Д. Ушинского, является необходимым для практической деятельности педагогов? 2) Какое личностное качество необходимо для педагога, по мнению автора? Как это качество может влиять на процесс воспитания подрастающего поколения? 3) К. Д. Ушинский говорит о влиянии личности преподавателя на процесс воспитания. Как по-вашему, какими личностными качествами должен обладать человек, выбравший профессию учителя? Перечислите их, начиная с самого главного, с вашей точки зрения. Обоснуйте, почему вы считаете, что эти качества необходимы учителю. 4) Как вы считаете, требования к личности школьного учителя и преподавателя высшего учебного заведения должны быть одинаковыми или они могут отличаться? Аргументируйте свою точку зрения. 5) К. Д. Ушинский пишет: «Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, а переходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературе никакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему». Как вы считаете, какое участие должно принимать общество в процессе воспитания? 6) Подумайте, с какими пороками современного человечества необходимо бороться современному воспитателю. Какие ценности культуры (прошлого и настоящего) необходимо прививать современному подрастающему поколению? Почему?

 

2.

  • · Люди по-разному приходят в профессию. Прочитайте высказывания респондентов о причинах выбора профессии.
  • · Я выбрал философский, потому что был одержим проблемами морали и шел туда, чтобы улучшить наше поколение. Меня интересовали вопросы самоорганизации, самовоспитания, воспитания молодежи.
  • К учебе на философском факультете меня побудила вовсе не любовь к философии. Просто было тогда... представление, что есть места, где должны говорить «настоящую правду».
  • · Решил открыть какой-нибудь социальный закон, придумать такую анкету, чтобы народ не догадался, о чем его на самом деле спрашивают.
  • · Я попал лаборантом в Институт социологии, и мне казалось, что жизнь моя не удалась и пропала... а сейчас вижу, что лучшего шанса не было бы... смена интересов прошла помимо меня... Тема кандидатской сформировалась независимо от меня, но я нашел в ней интерес, сам создал этот интерес.

Вопросы и задания. 1) Сформулируйте причины, обусловившие выбор профессии авторами высказываний. 2) Охарактеризуйте мотив выбора профессии авторами высказываний. 3) Что можно сказать о личности людей на основании приведенных высказываний? Обоснуйте свою точку зрения.

3.

Ниже приведены данные о заработной плате, видах заработка и количестве рабочего времени профессионалов-обществоведов (данные на 2002 г.).

1) Проанализируйте приведенную таблицу и высчитайте среднюю заработную плату профессионалов-обществоведов.

Уровень доходов специалистов, связанных с обществоведческим знанием


 

 

 

 

 

 

 

 

2) Проанализируйте приведенную таблицу и высчитайте среднее количество рабочего времени, затрачиваемого профессионалами-обществоведами.

 

Данные о количестве рабочего времени российских профессионалов-обществоведов

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Выскажите свои предположения о том, какие виды профессиональной деятельности включаются в рабочее время: учителя, социолога, политолога, психолога, философа (по вашему выбору). 4) Как вы считаете, можно ли подсчитать реальные трудовые затраты представителей социально-гуманитарных профессий? Приведите аргументы в обоснование своей точки зрения. 5) Чем вы можете объяснить размер заработной платы представителей социально-гуманитарных профессий? Следует ли повышать заработную плату представителям социально-гуманитарных профессий? Приведите аргументы в обоснование своей точки зрения.

4.

4.1. В государстве С, оказавшемся в кризисной ситуации, правительство в целях экономии средств решило резко сократить финансирование исследований в области обществознания, сократить соответствующие кафедры в высших учебных заведениях. Объяснялось это тем, что обществознание не приносит немедленной прибыли или эта прибыль слишком незначительна, чтобы государство в условиях кризиса могло позволить себе вкладывать деньги в его развитие.

Как данное решение может повлиять на развитие страны? Спрогнозируйте последствия такого решения.

4.2. Современный мир стал чрезвычайно прагматичным, люди и правительства стремятся вкладывать деньги в то, что приносит ощутимый результат, реальную пользу. В этой связи довольно часто можно слышать, что профессия философа умирающая и современному обществу она не нужна. 1) Согласны ли вы с этой точкой зрения? а) Сформулируйте несколько тезисов в защиту своей позиции, б) Выскажите несколько тезисов, которые могут выдвинуть в защиту своей позиции ваши оппоненты. 2) Сделайте вывод о роли философского знания в современном обществе.

4.3. В государстве Н. в результате мирной революции был провозглашен курс на развитие демократии. Однако прошло немного времени и выяснилось, что в некоторых районах страны в результате выборов к власти пришли криминальные элементы. Лидеры демократического движения решили выйти из ситуации с помощью массового политического просвещения народа.

1) Почему массовое просвещение народа может изменить ситуацию? 2) Специалистов каких отраслей знаний вы считаете необходимым привлечь для этой работы? Для ответа на данный вопрос заполните таблицу.

 

Роль профессионалов-обществоведов в формировании

у граждан понимания необходимости активного участия

в управлении государством

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Сформулируйте вывод о роли профессионалов-обществоведов в формировании у граждан понимания необходимости активного участия в управлении государством.

5.

Согласны ли вы со следующими суждениями?

  • · В тяжелые для страны годы стоит закрыть все фундаментальные исследования, поскольку траты, не имеющие практического результата, может позволить себе процветающее государство с высоким уровнем жизни граждан.
  • Фундаментальные исследования социологов, психологов, политологов, педагогов следует закрыть, поскольку их реальные результаты общественности недоступны, так как в силу высокой общественной значимости результаты этих исследований фальсифицируются.
  • · Педагогика и психология не нужны, так как в современном мире человека воспитывают СМИ и среда.